М. Ю. Лермонтов
Лирика
«поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества»

В. Г. Белинский

Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром.
После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою.
"Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно..."
Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.
В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия.
Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе.
Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике.
Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков. Лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона.
М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия».

Так, Соловьев и Мережковский, оценивая творчество М.Ю.Лермонтова, соотносили самого поэта с образом Демона.
Соловьев считал его одержимым демонами зла, а для Мережковского Лермонтов – светлый ангел, страдающая душа, и трагедия Демона – трагедия самого поэта, который хотел, но не мог примирить бога с дьяволом.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website