м. Ю. Лермонтов
Герой нашего времени
“Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”
1
Первый психологический роман
Особая композиция романа дает возможность автору:
— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
— проследить историю его внутренней жизни;
раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;
— как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».
Григорий Печорин
2
Портрет Печорина: внешний и внутренний
Суть характера Печорина – противоречие:

  • Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле
  • Печорин дворянин, аристократ, богатый человек
  • Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками
  • Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип : «Я хочу»
  • Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни
  • Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности
  • Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит
  • Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии
  • Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит
  • Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее «свободного поступка»
Во внешности Печорина также бросается в глаза противоречивость.

  • Широкие плечи - Женские руки
  • Детская улыбка - Проницательный тяжелый взгляд
  • Моложавый вид - Морщины, пересекавшие одна другую
  • Светлые волосы - Усы и брови черные
  • Походка небрежна и ленива - Не размахивает руками
  • Крепкое телосложение - Прямой стан согнулся, как будто не было ни одной косточки
«Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».
Юрий Лотман
Кадр из к/ф "Герой нашего времени" (1965)
В своем монологе Печорин словно открывает свое внутреннее Я: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто никогда не приносило ему удовлетворения. Однако ему присуща неуемная и ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в свое дальнее путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».
3
Величественная природа Кавказа
И обязательно нужно отметить описание природы. Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей в природе, ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.

4
Печорин в системе мужских образов
Мужские образы романа, которые появляются в ходе повествования рядом с Печориным, – это его двойники и антиподы. Но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу, что всегда было свойственно Печорину.
…Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них себе в этом не признается.
Григорий Печорин
Проанализировав отношения, которые складываются у главного героя с мужскими образами романа, возникает вопрос: «Почему ни с кем из них у Печорина не сложились дружеские отношения?» Откуда мог сложиться у Печорина жизненный принцип «В дружбе один раб другого»?
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились: никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я сделался завистлив…».
5
Женские персонажи
Каждый из женских образов оттеняет конкретную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию. Судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера.
Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.
Женские образы в романе, непременно, выше, чище самого Печорина. Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры больше цельные, искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать.

«Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу»
Виссарион Белинский
критик
6
Потерянное поколение
Проблема «потерянного поколения» впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Основная идея произведения – проблема потерянного поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи.

«
Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов).

Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность.

Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

Проблема «потерянного поколения» впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость.

Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение.

Основная идея произведения – проблема потерянного, поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website