Дэвид Лоуренс

любовник леди чаттерлей

1928
Современниками роман был воспринят как вызов обществу и в 1928 году был запрещен в Великобритании к дальнейшему изданию, а готовый тираж был изъят и уничтожен. Запрет действовал вплоть до 1960 года и был снят в результате громкого судебного процесса, по итогам которого произведение было полностью реабилитировано и восстановлено в правах.
Однако каким бы смелым ни был писатель в изображении интимного аспекта человеческих отношений, содержание романа не исчерпывается только им. Лоуренс, будучи новатором, остается в русле социально-критической традиции, весьма значимой для английской литературы реалистического направления. Писатель обеспокоен тем, что такие институты, как религия, семья, мораль деградировали. Он пишет с горечью о «новом человеке», «новой расе» как о «чудовищно самонадеянном «полутрупе»». Роман Лоуренса – перекличка с настроениями «потерянного поколения».
После окончания Второй мировой войны в духовной жизни английского общества произошел ряд судьбоносных перемен. Была оглашена вседозволенность, многие запреты пали, в том числе на ненормативную лексику. С произведения Лоуренса был снят запрет, а само творчество писателя приобрело небывалую популярность. На него ориентировались литераторы и поставщики популярной беллетристики с эротическим уклоном. Однако при этом они не замечали того, что Лоуренс – серьезный писатель, философ и моралист. В своей книге об американской литературе Лоуренс писал о том, что у словесного искусства дев основные функции:
  • Воспроизводить эмоциональную жизнь;
  • Отображать правду повседневности.
Эти слова являются характеристикой всего творчества Лоуренса.
В произведении действительно довольно откровенны описания любовных отношений, и это не могло не вызвать шок у поборников благопристойности и литературных ханжей. Но эти описания любовных сцен не были безвкусной эротикой. Лоуренс, как большой, серьезный художник прежде всего был моралистом, который опасался, что лицемерные запреты в искусстве и жизни помешают человеку проявить свою природную сущность и познать бытие в множестве его проявлений. Именно это было сверхзадачей романа, ставшего сенсацией. Лоуренс в своем произведении по-своему отразил время, ставшее следствием мировой войны. «Катастрофа совершилась, и нас окружают развалины» - писал он.
“Я подумываю, не напечатать ли мой роман здесь неофициально <…> Но настоящая причина — в том, что роман настолько скандален (слух могут зацепить некоторые слишком откровенные выражения), что никакой публикатор не осмелится даже хранить рукопись в издательстве. С моей точки зрения, роман являет воистину правдивую, здоровую реакцию против сегодняшнего застоя и порочной угодливости, которой полна современная литература. Я считаю мой роман целомудренным и благожелательным. Но пуристы все равно не преминут обрушиться на меня с нападками"
— Д. Лоуренс, из "The letters of D. H. Lawrence"

Характеры героев конкретны и вместе с тем каждый из них — символ. Противопоставление Меллорса Клиффорду— это противопоставление жизни и анти-жизни, порожденной механической цивилизацией. Конни предстоит сделать выбор, что и определяет драматическую напряженность повествования. В романе утверждается право человека на жизнь.

Образ Клиффорда воплощает в себе то, что подлинной жизни враждебно. Клиффорд — жертва войны и антигуманной цивилизации, но он и сам превращается в одно из уродливых ее порождений. Выявляется несоответствие между внешней внушительностью и внутренним бессилием. Благообразная внешность, широкие плечи, сильные руки, воля, сквозящая во взгляде его проницательных глаз, — и мертвые ноги, безжизненность тела, бессилие паралитика, навсегда прикованного к своему креслу. И какие бы формы деятельности он для себя не выискивал, Клиффорд мертв.

«Какое странное существо, с сильной, холодной, непреклонной волей и абсолютно лишенное тепла. Одно из тех существ далекого будущего, у которого нет души, а только необычайно напряженная воля, холодная воля!»

Сравнение Клиффорда с существом из будущего в контексте романа (и всего творчества Лоуренса) имеет глубокий смысл. Вот оно — будущее, к которому ведет людей развивающийся техницизм, механизация существования. В восприятии Конни образ Клиффорда сливается с ненавистным для нее промышленным Мидлендом с его угольными шахтами, погубившими в своей подземной паутине тысячи жизней, с покрытыми копотью городскими зданиями. Все это несет на себе знак вырождения, гибели.

Жизнь, человечность, тепло воплощены в образе Меллорса. Он — сын шахтера и в молодости сам работал под землей. Оливер Меллорс добровольцем ушел на военную службу, вместе с колониальными войсками побывал в Египте, Индии, был про- изведен в офицеры, но военной карьеры не сделал. Семейная жизнь сложилась неудачно. Он служит лесничим в поместье Клиффорда, превыше всего ценит одиночество, общение с природой. Жизнь глубоко ранила этого человека — забившись в лесную глушь, он залечивает свои раны. Встреча с Конни означала возрождение и для него. Они нужны друг другу. «Сказать тебе, что есть у тебя и чего нет у других и от чего зависит будущее?» — спрашивает его Конни. И сама же отвечает: «Это смелость твоей нежности». А Меллорс в своем письме к Конни пишет о том, во что он верит: «Я верю в огонек, вспыхнувший между нами».

Эти слова, звучащие в конце романа, перекликаются с финалом «Сыновей и любовников». Вновь возникает образ света, прорезающего темноту. Однако в контексте последнего романа Лоуренса слова надежды звучат робко.

Со страниц романа встает образ Англии, истрезанной войной. На всем лежит тень смерти и запах тления. «Конни казалось, что все великие слова не существуют для ее поколения: любовь, радость, счастье, мать, отец, муж, — все эти большие слова были теперь наполовину мертвы, они умирали с каждым днем». Над всем царил культ денег, «деньги вы просто обязаны были иметь». «По- требуется много лет, чтобы все это это прошло. Нужны новые надежды». Обо всем этом думает Конни, в судьбе которой заключены судьбы множества женщин.

На обложках книг Лоуренса, издаваемых в Англии, изображен феникс — волшебная птица с распростертыми над пламенем костра крыльями. Феникс сжигает себя и вновь возрождается из пепла. Это символ жизни-горения и символ человека, стремящегося к проявлению полноты своего «я», полноты своей личности со всеми ее особенностями. Этот рисунок стал эмблемой. В нем выражена суть творчества Лоуренса.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website