Иван Тургенев
Отцы и дети
Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества.

Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами.

В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.
Человек всё в состоянии понять — и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии
Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования.
Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым из-за плагиата, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

После разрыва отношений с «Современником» Тургенев отдал «Отцов и детей» в «Русский вестник» ⁠. Роман посвящён памяти Виссариона Белинского — ещё один полемический жест по отношению к редакции «Современника», которой Тургенев решил напомнить о её славных предшественниках.

Антонович говорил, что книга Тургенева — панегирик «отцам» и пасквиль на «детей».
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Что такое нигилизм и откуда он взялся


Слово «нигилизм», как верно указывает Николай Петрович Кирсанов, происходит от латинского nihil — «ничто».

Термины с этим корнем известны со Средневековья; именно в форме «нигилизм» его впервые употребляет, судя по всему, немецкий философ и врач Якоб Оберайт в 1787 году.

В 1829 году филолог и журналист Николай Надеждин ⁠ вводит его в русский язык: для него нигилисты — это отрицатели классицизма, неистовые поклонники байроновского романтизма.

В немецкой философской традиции нигилизм сначала трактуется близко к термину «идеализм», но затем приобретает новое значение: тотальное отрицание, неприятие авторитетов, желание разрушить весь общепринятый уклад жизни. Эти идеи высказывают Макс Штирнер ⁠ и чтимый Базаровым Людвиг Бюхнер, ⁠ впоследствии их переосмыслит Фридрих Ницше.

Писатель Александр Иличевский считает, что роман Тургенева — «первая в русской культуре попытка показать, как идеология уничтожает человека»

О прототипах


«Конечно, Базаров — никак не карикатурный портрет Добролюбова, но, как показывают наброски к роману, Тургенев держал в уме тот же тип личности, каким в его глазах представал Добролюбов. И он, и герой «Отцов и детей» — внешне подчёркнуто резкие, принципиальные ригористы, а внутри — раздираемые страстями, толком не умеющие любить женщин и неспособные выстроить серьёзных отношений» [биограф Добролюбова Алексей Вдовин].

«В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…» [И. С. Тургенев]

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер (друг и родственник М. Ю. Лермонтова); братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры (близкие знакомые Пушкина).
О прототипах Тургенев также писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

Конфликты романа


В романе представлен целый перечень конфликтов:
  • внутренний конфликт
  • любовный конфликт
  • вечный конфликт поколений, когда молодость хочет любой ценой доказать свою самостоятельность и самобытность и одновременно покрасоваться перед зрелостью своими достижениями
  • проблема взаимоотношений между поколениями в переломный исторический момент, когда обостряются вечные и относительно легко разрешимые в эпоху стабильности психологические конфликты.
Самой грубой ошибкой (так часто делают в школе) следует считать трактовку проблемы этого произведения как столкновение реформаторов и консерваторов.

Во-первых, Базаров (и тем более Аркадий!) не предлагают никаких реформ!

Во-вторых, и это самое главное, братья Кирсановы не консерваторы!

Николай Петрович «сетует» не без гордости, что соседи его прозвали красным, а Павел Петрович называет себя либералом и провозглашает свободу личности высшей ценностью.
Беда в том, что они не способны к решительным конструктивным действиям, оттого молодым людям кажется, что их «песенка спета», оттого Базаров объявляет о необходимости «место расчистить».
Никакой «нигилизм» не объявлял бы себя так открыто, если бы старшее поколение либералов не подготовило для него почву.

Признание и ссора. Высвобождение хаоса


Раскрыть противоречия в характере главного героя помогают две большие и значимые сцены.

Это признание Базарова в любви к Одинцовой и его ссора с Аркашей.


Базаров признается в любви словно объявляет войну, полагает, что отказ унижает его, совершенно по-юношески посчитав его поражением: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; всё тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».


Кульминацией духовного кризиса считается эпизод ссоры, т.к. здесь «природное» и «наносное» проявляются в контрастных высказываниях героя.

Сначала он проговаривается: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет».


Через несколько реплик как будто спохватывается: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - проговорил он с расстановкой, - тогда я изменю свое мнение о самом себе».


Эти диалоги ярко показывают Базарова: с одной стороны, он «проницательный романтик», а с другой, «горделивый нигилист».


Но помимо различий есть и сходства: в обоих эпизодах кульминацией будет высвобождение разрушительной энергии.

Сравним «страсть, похожую на злобу», в эпизоде признания и злобу, когда Базаров пытается подраться с Аркадием.

Тайна имени Базарова


Евгений Базаров 22 июня сообщает Аркадию, что у него день ангела.

Однако если проверить, можно убедиться, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня именины у Александра, Яна, Рафаила, Алексея и тд, а Евгения — зимой и в марте.

Ложь Базарова или недосмотр автора?

Наиболее правдоподобным будет выглядеть объяснение, что это случайная ошибка Тургенева. Как предполагают исследователи, он, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня.

Но есть ещё другая версия. Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей). Хотя эта версия кажется неубедительной.

Проблема трактовки финала


Здесь возможна дискуссия на тему «закономерности» гибели Базарова, является ли она случайностью или самоубийством.

Согласно точке зрения Д.И. Писарева, герой Тургенева остается материалистом и бунтарем до конца. И обратите внимание на его лучшие качества, которые проявляются в последних главах.

В любом случае, смерть Базарова становится следствием не столько конфликта с обществом, сколько результатом внутреннего конфликта, что сближает его с трагическими героями Шекспира (у И.С. Тургенева было особое отношение к этому автору - вспомним повесть «Степной король Лир»).

Именно коллизия неразделенной любви высвобождает ту страшную разрушительную энергию, которая становится для Базарова неуправляемой.
В наказание за дерзость и вульгарный материализм автор проводит своего героя через испытание любовью, которое порождает в нем конфликт с самим собой.

«Отцы и дети» - это своеобразная иерархия конфликтов, где основное столкновение будет спровоцировано высокомерной претензией Базарова на знание простых, как ему представляется, законов природы.

Конфликт же «отцов» и «детей» обретает в таком контексте философское, а не бытовое и тем более - не узко историческое значение.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website