н е м н о г о б и о г р а ф и и
⠀⠀⠀⠀⠀
Обязательного внимания требуют авторские отступления. В них выражается личность поэта, его мировоззрение, философия (например, рассуждения о физической слепоте). Поэтому неплохо было бы знать немного фактов биографии автора, которые, несомненно, находят отражение в поэме.
⠀⠀⠀⠀⠀
Так, в искусительных речах Сатаны выражены убеждения Мильтона в пользе знания. Для автора оно — не грех, а благо.
⠀⠀⠀Что запретил он? Знанье! Запретил
⠀⠀⠀Благое! Запретил нам обрести
⠀⠀⠀Премудрость…
⠀⠀⠀…В чем же смысл
⠀⠀⠀Свободы нашей?
Здесь явны отголоски борьбы Мильтона против цензуры и запретов на театры. Несмотря на то, что он был пуританином, данный запрет вызвал негодование («Ареопагитика»).
⠀⠀⠀⠀⠀
н е м н о г о а н т и ч н о с т и
⠀⠀⠀⠀⠀
Также важны знания и представления об античности.
В поэме много сравнений, примеров, описаний основано именно на персонажах античной мифологии и литературы.
В основе поэмы одновременно античность и Библия в их сложной трактовке поэтом.
⠀⠀⠀⠀⠀
и естественно важно обладать в е т х о з а в е т н ы м и представлениями о сотворении мира и человека (но быть готовым к альтернативной версии).
Человек изображается в «Потерянном рае» как существо, стоящее в центре мироздания: на «лестнице Природы» он занимает среднее положение между чувственным, животным миром и миром ангелов.
Он - высшее из земных существ, наместник Бога на земле, он смыкает воедино низшую и высшую сферы бытия.